Украинская актриса театра и кино Римма ЗЮБИНА: «Не представляю, что Клавдия Шульженко отправилась бы в 1942 году в Берлин пропагандировать русскую народную песню для поддержания мира»
«Мы терпели все неудобства, ведь наша задача была вернуть доверие к украинскому кино»
— Поздравляем с успехом фильма «Гнездо горлицы». Правда, этому предшествовала череда трудностей во время съемочного процесса.
— Да, была пауза в полтора года и смерть актера, исполнявшего главную роль, — Виталия Линецкого... В общем, казалось, что картина и не выйдет. Мы переделали вторую половину фильма, одну сюжетную линию пришлось вообще убрать, зато все сцены с Виталиком сохранили.
Помню, как же я тогда обозлилась на журналистов! Да, обстоятельства смерти Линецкого весьма туманны. Ведь его нашли в переходе, отчего он упал, что послужило причиной, так и непонятно. Но помню, как писала новостному отделу «1+1», которые мало того, что неправильно назвали место работы актера, так еще исказили факты биографии и безапелляционно заявили о его алкогольной зависимости. А ведь он не сорвал у нас ни одного съемочного дня, хотя параллельно играл в театре и иногда прямо с ночного поезда приезжал на съемочную площадку.
— Ощущали что-то при вашей последней встрече с Виталием?
— Нет, хотя у меня хорошая интуиция. У нас был перерыв в съемках нашего фильма, и мы встретились на обеде на одной продакшн-студии, где участвовали в разных проектах. Тогда он много смеялся, отлично себя чувствовал, в общем, ничто не предвещало беды.
— Специфические условия в контракте были?
— Нет, но я сама понимала, что ничего не могу менять в своей внешности, пока съемки остановились, чтобы потом можно было все логично смонтировать. Так что я не позволяла себе отдых на море, не загорала, не делала ничего с лицом. Но я перекрасила волосы, потому что во время этой паузы снималась у режиссера Оксаны Байрак в сериале «Чтобы увидеть радугу, нужно переждать дождь».
Днем еще съемки у Оксаны, а на следующий день вылет в Италию, ночью покраска волос, но попасть в тон, который был полтора года назад, не удалось. Видели бы вы, как я с итальянским продюсером в магазине Генуи покупала краску для волос, не разбираясь в колорировании. Хорошо хоть, что Фабио знает словацкий, а у меня микс словацкого, польского и украинского, вот так и общались.
— Не было ли желания обратиться в Госкино и, пользуясь своей славой, уговорить дофинансировать проект?
— Нет, мое дело — актерство. Хотя были проблемы с выплатой гонорара после первого периода съемок, я ждала его 10 месяцев, но и в мыслях не было звонить и что-то требовать. Но я знаю актеров, которые поступают иначе. Да и промотур — а ведь мы побывали почти в 20 городах — проходил практически на волонтерских началах. Но мы терпели все неудобства, ведь наша задача была вернуть доверие к украинскому кино.
— А как случилось, что вы попали в этот фильм без кастинга?
— Мне позвонил режиссер Тарас Ткаченко, представился, мы до этого не были знакомы, и просто отправил сценарий на e-mail. Сам он увидел меня в студенческой работе своей ученицы Ирины Устеленцевой «Светка». Я серьезно отнеслась к этой работе и помогала чем могла, даже предоставляла для съемок свою квартиру.
«Сразу после аннексии Крыма я написала в Facebook, что мои съемки в российских проектах окончены»
— Спорили о том, следовало ли режиссеру фильма Тарасу Ткаченко отказываться от участия в Московском кинофестивале с этим фильмом. Украинские певцы ездят же забирать разные музнаграды. Как вы отнеслись к решению Ткаченко?
— Певцов и актеров не стоит сравнивать. Мы в то утро с Тарасом были в прямом эфире на телевидении, говорили о фильме, а потом зашли выпить кофе, когда ему позвонили с этим предложением. И Тарас по телефону советовался с продюсерами, ну и, естественно, со мной. У нас одинаковые политические взгляды и гражданская позиция. Окончательное решение принял Тарас как режиссер, но для него очень важна была моя поддержка. Люди, которые приглашали на фестиваль, поддерживают Украину и не разделяют позицию режиссера Никиты Михалкова. С их стороны это очень смелый шаг — показывать украинское кино в такой ситуации. Потому и были размышления не о выгоде, а об участии.
— А как относитесь к украинским артистам, которые ездят за наградами в Россию?
— Значит, у наших артистов иные приоритеты и понятия, другие моральные принципы, и это их выбор. Но я не представляю, что Клавдия Шульженко отправилась бы в 1942 году в Берлин пропагандировать русскую народную песню для поддержания мира.
— Планируете со временем возвращаться к сотрудничеству с российскими коллегами?
— У меня недавно было предложение от режиссера Владимира Епифанцева сняться в его артхаусном кино. Но сразу после аннексии Крыма я решила выразить свою позицию по отношению к тому, что происходит. Я написала пост в Facebook, что мои съемки в российских проектах окончены, всем спасибо. Так что от работы с Владимиром я отказалась, хотя у меня очень теплые воспоминания о работе с ним, и к тому же мы вместе в 90-е поступали в Щукинское училище.
— Кстати, стало ли у вас больше работы после запрета сотрудничества с Россией?
— Одно время был отток российских актеров, но сейчас они стали опять сниматься у нас. Недавно в шесть утра мне кто-то названивал в Viber. Оказывается, одна московская актриса не приехала, и я срочно понадобилась на замену. Сколько лет я в профессии, постоянно вижу, как украинские актеры будто на подтанцовках у российских коллег.
Знаете, у меня был случай, когда мы с двумя актрисами после ночного поезда приехали в санаторий, где располагалась съемочная группа, и нам просто не нашли места. Поселили буквально в коридоре, а у одной из девочек была температура. Наутро мы узнали, что на самом деле свободные комнаты были, просто продюсеры не стали себя напрягать этими вопросами. Так это же наши делают. Недавно я закончила съемки в словацко-украинской полнометражной картине «Межа», режиссер — Петер Бебьяк. Новых предложений нет.
— Вы в одном интервью подметили, что пресловутый комплекс старшего и младшего брата в отношениях России и Украины проявлялся и на съемочных площадках...
— Как вы думаете, может быть так, что в Германии проходит фестиваль немецкого кино и в жюри сидит большинство французских актеров? Нет? Так почему на фестивале детского кино в Крыму, куда я попала впервые в 2007 году, было семь украинских актеров и 37 российских? И такая тенденция продолжалась и далее.
«Мне грустно, что наши люди не умеют радоваться»
— Украинцы уезжают из страны в поисках лучших условий жизни и заработков, артистам тоже нелегко, возникало ли у вас желание уехать работать за границу?
— Актером сложно быть в любой стране. Оператор сериала «Госпожа удача» Евгений Гуслинский как-то после съемок подошел ко мне и сказал: «Знаешь, я таких актрис не видел, если бы ты жила в Москве, у тебя было бы великое будущее!». Может, он и пошутил так, но после успеха этого сериала у меня были шансы делать карьеру там. Для этого нужно было бы оставить мужа, а двухлетнего ребенка отвозить маме... В общем, тут была моя семья, и я осталась.
— Нардеп Мустафа Найем сравнил эмиграцию с капитуляцией. Вы согласны с ним?
— Нет, это непросто, не нужно думать, что там рай. Да, госслужащим подняли зарплату, но надбавки же сняли! Поймите, когда люди поставлены перед проблемой выживания, у них иногда просто нет другого выбора. А тем временем мы теряем мозги, таланты и людей хорошего трудового возраста. Кстати, наши «заробитчанки» в Италии купили машину скорой помощи для АТО и отправили в Украину. Что тут добавить, если уже даже такие оптимисты, как я, задумываются, что делать дальше.
— А как сейчас обстоят дела с посещением театра?
— Сейчас мы наблюдаем прирост зрителей. Но, знаете, в некоторых спектаклях я смотрю в зал, и иногда мне становится грустно. Дело даже не в звенящих во время спектакля телефонах. Мне грустно, что наши люди не умеют радоваться. Мы временно пребываем на этой земле, так почему не ценить жизнь и не наслаждаться, когда мы, актеры, предоставляем вам это удовольствие? Люди сидят зажатые, боятся смеяться, боятся себя отпустить.
Чтобы выйти на улицу, мы всегда смотрим на погоду за окном и в соответствии с ней одеваемся, так почему, приходя в театр, люди не настраивают себя на то, что будет? Да потому, что это тоже работа ума и сердца: подумать, прочесть заранее, о чем будет спектакль. Подготовиться к походу в театр. Даже на отдыхе я вижу, что наши приехали и не улыбаются, не радуются отдыху, где все уже приготовлено для них. А сегодня, особенно когда в другой части страны просто фоном идет стрельба, а мы тут в мирном городе живем, ну как это не ценить жизнь?
— Приходилось отменять спектакль из-за событий в стране?
— Да, приходилось, в один из таких дней я лично звонила нашему худруку Андрею Билоусу с таким предложением, и спектакль отменяли. В день похорон Жизневского (Герой Небесной сотни Михаил Жизневский. — «ГОРДОН») я вышла перед спектаклем и просто от себя по собственной инициативе прямо в костюме обратилась к зрителям. Я сказала: когда мы планировали комедии, не знали, что в нашей стране будут разыгрываться трагедии. Мои коллеги по-разному отреагировали на этот поступок. Одни говорили, что раз зрители пришли в театр, значит, их не очень волнует происходящее, я же больше думала о том, что, может, у кого-то день рождения в этот день, билеты куплены заранее и жизнь продолжается.
— В одном интервью вы сказали, что украинский театр сделал во многом людей «ватными». Это как?
— Театр ведь искусство, которое должно поднимать проблемы и взрывать их, а не кормить хеппи-эндами. Так что темы борьбы за власть, наркомании, одиночества не могут заканчиваться счастливо. Кинорежиссер Кшиштоф Занусси преподавал во французской киношколе и дал задание режиссерам: описать колоссальную проблему, с которой они недавно столкнулись. Ответ одного из студентов шокировал его. Тот серьезно заявил, что не спал несколько ночей из-за раздумий, какую модель мобильного телефона ему лучше купить!
«Приезжаю я в Стамбул и вижу у могилы Роксоланы табличку, где написано, что здесь похоронена русская девушка из-под Львова»
— Минкульт возрождает комиссию по морали. Как вы относитесь к этому?
— А кто должен ее возглавлять? Где найдут людей с кристально чистой совестью? Я не приветствую это и не понимаю, чем они будут заниматься. Хотя нужно отслеживать, чтобы тема сепаратизма не проскальзывала с экранов телевизоров. Но это уже не о морали, а о патриотизме. Хочется также пожелать, чтобы наш МИД активнее работал в этом направлении, а то приезжаю я в Стамбул и вижу у могилы Роксоланы табличку, где написано, что здесь похоронена русская девушка из-под Львова.
— Вас не расстраивает, что последний всплеск интереса к театру был вызван не новыми спектаклями, а дизайном фасада театра на Подоле? Кстати, какие эмоции он вызвал у вас?
— В тот период вообще казалось, что оскорбили душу каждого театрала, хотя и половина этих людей раньше про этот театр даже не знала. Да, признаюсь, что мне не нравится фасад театра, но я знаю, что мои коллеги поддерживают новый проект. И вспомните, что художественный руководитель театра Виталий Малахов около 30 лет ждет открытия! Существует такая театральная байка, как Малахов проводит экскурсию по стройке и со свойственным ему чувством юмора рассказывает: «Тут будет сцена, тут зал, тут — гримерки, а вот тут будет моя могила. Ну я ведь раньше умру, нежели этот театр построят».
— Как, на ваш взгляд, продвигается театральная реформа в Украине? Что бы вы изменили, а что добавили?
— Мы пока не сделали прорыва в этой сфере. Приведу пример, как дело обстоит, например, в Германии. Допустим, какой-то маленький городок объявляет конкурс на интенданта — это и худруководитель, и директор театра в одном лице. Каждый претендент должен представить свою программу развития на пять лет, например, какие спектакли собирается ставить, репертуарную политику, какой бюджет необходим.
Интендант, который выигрывает в конкурсе, уже сам приглашает актеров, с которыми хочет работать. И тогда уже объявляется конкурс на актерские вакансии. Кстати, в той же Германии каждый мэр или губернатор обязательно отчитывается, уходя со своего поста, что было создано в области культуры при его содействии, либо открыт новый театр, либо галерея, культурный центр и т. п.
Сейчас у нас любой новый руководитель не может наполнить труппу желаемыми актерами. Второй шаг в контактах должен происходить при поддержке Министерства финансов. Оплата труда не должна быть «советской уравниловкой». Допустим, у всех есть база — зарплата 200 евро, затем играет актер Гамлета и получает за роль 100 евро, и этот же актер, играя маленький эпизод, получает 10 евро. Ходят на него зрители, делает он кассу театру — плюс еще надбавка.
Я же не прихожу к продюсерам киностудии и не говорю — дайте денег, а они справедливо отвечают — ты же не снималась сегодня. А вот в государственном театре подобное возможно. Там один человек, играющий один спектакль, и человек, играющий 25 спектаклей, могут получать практически одинаковые зарплаты.
«В Украине очень много русского языка! Это проблема невежества граждан страны»
— Как относитесь к квотам на украинский язык? Сейчас в столице проживает много переселенцев с Донбасса, не доставит ли им это новых трудностей?
— В оккупированном Луганске в областном драмтеатре сегодня идут спектакли на украинском языке. Задумайтесь! В Украине очень много русского языка! Это проблема невежества граждан страны, которые не могут или не желают выучить красивый родной украинский язык в стране, которая называется Украина. Для меня нет оправданий, когда говорят, что это тяжело. Любой уезжающий в другую страну учит иностранный язык. Живя в Закарпатье, наблюдала, что любой русскоязычный человек, общаясь с украиноязычным, не переходит на украинский, а мы почему-то должны перейти на русский, это наша украинская толерантность.
Я учу ребенка: с человеком, который старше тебя, обязательно переходи на его язык общения. Как пример двуязычия можно вспомнить Финляндию. Финский и шведский — государственные, но это не означает, что там выбирают, на каком языке им легче говорить. Все таблички на улицах, учреждениях на двух языках, но повсюду — в магазинах, на улицах, в учреждениях, больницах — все говорят на финском. Если есть проблемы с финским, то шведоязычные финны спрашивают: «Могу ли я к вам обратиться на шведском?». Ну а для того, чтобы получить работу в Финляндии, нужно обязательно сдать экзамен по финскому языку, и он вовсе не из легких.
— Вы говорили, что, увы, украинский язык не объединяет нацию...
— Язык — это культурный код нации. Каждый язык определяет и идентифицирует человека. Кто ты, чем ты отличаешься от носителя иной культуры, жителя иной страны? Ведь стиль жизни и образ жизни уже во многих странах одинаков, и как мы можем найти отличия? Только благодаря языку. Почему Польша победила тоталитарный режим? Ведь, кроме стремления к свободе, их объединяла очень мощная культурологическая основа — язык. Поэтому полякам было легче чувствовать единение нации, ее целостность.
У нас в Украине, говоря дома на любом близком и легком для вас языке, нужно осознавать, что нас в этом мире объединяют наш неповторимый язык, наши уникальные традиции, наша родная земля, и все это украинское. Я родилась в Ужгороде в семье русскоговорящих, училась в русской школе, но это мой осознанный выбор, говорить по-украински. Слово для меня значит очень много. И если мне для профессии не хватало знаний, то я, не стесняясь, проработав уже несколько лет в театре, брала уроки сценической речи.
— Культурная среда до сих пор обсуждает выступление американской актрисы Мерил Стрип на церемонии «Золотой глобус», где она раскритиковала президента США Дональда Трампа. Как оцениваете ее поступок? На ваш взгляд, должен ли творческий человек вмешиваться в политику? Не было ли у вас желания выступить с критикой?
— Я что могу, то делаю. Моим обращением были выходы на два Майдана. Могу обратиться за помощью в общественных целях к нардепу Ирине Геращенко. В свое время она была редактором телепрограммы «Лего-экспресс», где я была ведущей. А потом, когда она стала пресс-секретарем экс-президента Виктора Ющенко, я ей, шутя, говорю: мол, натренировалась на мне, теперь президентам пишешь тексты. А к кому мне еще обращаться? Я же даже не могу решить вопрос вывоза мусора из двора своей мамы в Ужгороде, хотя и к мэрам обращалась.
— Что современные украинские актеры должны делать, чтобы помочь стране?
— Скажу, что делать должны все, особенно сейчас, когда враг не дремлет и по всем позициям пытается нас ущемить, нашу стойкость веры в выбранном пути. Начните бороться с разрухой в своем личном пространстве, для начала хотя бы вымойте лифт в своем доме.
Елизавета ДАНИЛОВСКАЯ Интернет-издание «ГОРДОН»